.

О смирении и смиреномудрии



Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов)

     - «Ты просишь наставления и назидательного урока, как бы тебе не сбиться с истинного пути? Начни со смирения, делай со смирением и кончай смирением, и вчинишься со святыми»

     - «Бог Сам живет в том человеке, у которого мирное сердце. Главное, считай себя хуже всех, не ищи ни любви, ни чести ни от кого, а сам ко всем оные имей - вот и улучишь мир! А как только начнешь искать, чтобы другие тебя заметили, да отыскали бы в тебе достоинства и некоторые добродетели, - тогда прощай мир душевный!»

     - «Сказываю тебе самое лучшее средство обрести смирение. Это вот что: всякую боль, которая колет гордое сердце, потерпеть. И ждать день и ночь милости от Всемилостивого Спаса…»

     - «Потерпи, смирись - и обрящешь рай в себе самом»

     - «Если смиришься и сознаешь свою немощь, - все твои искушения, всей цепью отлетят от тебя»



Преподобный Амвросий  Оптинский


«Гордых Сам Бог исцеляет. Это значит, что внутренние скорби (которыми врачует гордость) посылаются от Бога, а от людей гордый не понесет. А смиренный от людей все понесет. И все будет говорить: достоин всего»

«Лишь только смирится человек, как тотчас же смирение поставляет его в преддверии Царствия Небесного»

«Неисправно живешь сколько можешь, старайся исправляться и более всего смиряться пред Богом и пред людьми. Смирение дополнит нашу неисправность»

«Закутайся в смирение:  тогда, если и небо к земле прильнет, не страшно будет»

Преподобный Анатолий  Старший  Оптинский


«Учись быть кротким и молчаливым и будешь любим всеми»

«Сказываю тебе: самое лучшее средство - обрести смирение. Это вот что: всякую боль, которая колет гордое сердце, потерпеть. И ждать день и ночь милости от Всемилостивого Спаса. Кто так ждет, непременно получит… Главное, ты не понимаешь, что эта-то боль, это-то самое горькое острое жало, укалывающее чувствительность сердца, и есть настоящий источник милостей Божиих и смирения»  


Преподобный Силуан Афонский


     - «Люди не учатся смирению, и за гордость свою не могут принять благодать Святаго Духа, и потому страдает весь мир».

     - «Чтобы спастись, надо смириться. Потому что гордого если и силою посадить в рай, он и там не найдет покоя и будет недоволен и скажет: «почему я не на первом месте?» А смиренная душа исполнена любви и не ищет первенства, но все желает добра и всем бывает довольна».

     - «Чтобы победить самолюбие, необходимо всегда смирять себя»

     - «Смирившийся уже не станет осуждать ближних своих, ибо сам осудил себя во ад и уповает лишь на милосердие Господне».

     - «Такой рай Господень. Все будут в любви, и от смирения Христова все будут рады видеть других выше себя».


     - «…кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость…»

     - «Душа смиренного – как море, брось в море камень – он на минуту возмутит слегка поверхность, а затем утонет в глубине его».

     - «Чрез самоосуждение душа смиряется, и уже нет в ней никаких помыслов, но чистым умом предстоит она Богу. Вот мудрость духовная…»

     - «Гордой душе Господь не являет Себя. Гордая душа, хотя бы и все книги изучила, никогда не познает Господа, ибо она гордостью своею не дает в себе места благодати Святого Духа, а Бог познается только Духом Святым…»

     - «Вся наша брань за то, чтобы смирить себя. Враги наши пали гордостью и нас туда же влекут».


     - «Тело иссушить постом можно скоро, но душу смирить так, чтобы она постоянно была смиренна, нелегко, и нескоро возможно».

     - «Смиренная душа имеет великий покой, а гордая сама себя терзает. Гордый не знает Любви Божией и далек от Бога».

     - «…кто борется против гордости, тому помогает Господь победить эту страсть…»

     - «…вся война идет за смирение. Враги пали гордостью и нас влекут в погибель тем же. Враги нас хвалят, и если душа примет похвалу, то отступает благодать от нее, покамест не покается».

     - «Можно много поститься, много молиться и много добра делать, но если при этом будем тщеславиться, то будем подобны бубну, который гремит, а внутри пустой»


     - «… всю жизнь душа учится Христову смирению. И доколе не имеет смирения, всегда будут мучить ее плохие помыслы. А смиренная душа обретает покой и мир…»


     - «…Господь радуется о нас, когда мы смиряем себя и осуждаем, и дает душе Свою благодать».

     - «Надо осудить в душе самого себя, но не отчаиваться в милосердии и любви Божией. Нужно стяжать смиренный и сокрушенный дух, тогда отойдут все помыслы, и очистится ум. Но надо знать свою меру, чтобы не перетрудить души».

     - «Дыму подобны горделивые души. Как ветер носит дым, куда попало, так враг влечет их куда хочет, потому что у них или нет терпения или враг легко их обманывает».


     «О, все люди, смирим себя ради Господа и ради Царствия Небесного».


     «Кто стяжал Христово смирение, тот всегда стремится укорять себя и радуется поношениям, и скорбит, когда его хвалят».

     «Смирим себя, и даст нам Господь познать силу Иисусовой молитвы».

     «Смирим себя, и Сам Дух Божий будет учить душу».

     «О, человече, учись Христову смирению, и даст тебе Господь вкусить сладости молитвы».


Преподобный Иосиф Оптинский


     - «Кто свои подвиги замечает и труды считает, тот в гордость впадает. А кто видит свои только грехи и кается в них, тот получает милость Божию…»

     - «Кто тебя бранит, за того Богу молись и считай за своего благодетеля, и никак не мсти... Тут-то и учись смирению»

     - «Не усилия наши, не труды, не время избавляет нас от страстей, а благодать Божия, которая ниспосылается только смиренным…»

     - «Если будешь смиряться, то Господь покроет тебя от искушений...»


     - «Не осуждайте никого, всех прощайте, считайте себя худшими всех на свете, и спасены будете»

«Тот велик пред Богом, кто смиренно уступает ближнему, и смиренных Бог возносит, а гордых и строптивых Бог смиряет»


Преподобный Ефрем  Сирин


«Кто вступает в брань и желает одержать победу, тот пусть, как в броню, облечется в славные доспехи – смирение»

Святой Исаак Сирин называет смиренномудрие ризой Божества, ибо Слово, воплотившись, облеклось в него.

«Смиренномудрие есть одеяние Бога»  

Смиренный не упрямится и не ленится, хотя бы и в полночь позвали его на дело.

Кто не хочет добровольно смирять себя по благочестию, тот будет смирен поневоле (Иов. 12, 16—21).

Смиренному, если и согрешит, легко принести покаяние, а гордый, если и праведен, легко делается грешником.


Смиряющиеся грешники и без добрых дел оправдываются, а праведные за гордыню губят множество трудов своих.


Смиряй душу свою до праха, чтобы прах твой воскрес и восстал.



«Гордость истребляется и смирение приобретается молчанием. Бог сказал Исаии: «На кого воззрю? Токмо на кроткаго и молчаливого и трепещущаго словес моих (Ис. 66:2) Проси Бога, чтобы Он продлил твои лета. Этого без труда не сделаешь. Молчанием же большие грехи побеждаются»

«Когда  же человек старается иметь сердце смиренное и мысль сохранить в мире, тогда все козни вражии бывают бездейственны; ибо, где мир помыслов, там почивает Сам Бог: в мире, сказано, место Его (Пс.75:3)»



     - «Чем наипаче удерживается в душе благодать? Смирением».

     - «Радуйтесь, когда встретится уничижение внешнее, невольное. Принимайте его как особую милость Божию».

     - «Мерою себе поставьте, что когда вы стоите в полном недовольстве собой, то вы в добром чине; коль же скоро хоть малое чувство самодовольства придет и начнете вы цену себе давать, знайте, что вы не в своем виде, и начинайте теребить себя».

Лучший или единственный путь к смирению есть послушание и отречение от своей воли. Без отречения от своей воли можно развить в себе сатанинскую гордыню, смиренничая в слове и положении тела.

Как не смиряйте себя в мыслях, без смирительных дел не придет смирение.

Простота есть неразлучная черта смирения, потому, когда нет простоты, нет и смирения.


Если ты носишь в совести великое бремя грехов и при этом признаешь себя последним из всех, то ты будешь иметь великое дерзновение перед Богом, хотя нет еще смиренномудрия в том, чтобы грешник считал себя грешником. Смиренномудрие состоит в том, чтобы, сознавая за собой множество великого, ничего великого о себе не думать.

Есть много видов смирения. Иногда приобретается смирение путем скорбей, несчастий и притеснений от людей. Но истинное смирение бывает тогда, когда мы обращаемся от грехов своих.

Смиренный не уловляется никакой страстью. Его не может возмутить ни гнев, ни любовь к славе, ни зависть, ни ревность. А что может быть выше души, чуждой этих страстей?

Если необходимость заставляет смиряться против воли, то это не дело ума и воли, а необходимости. Смиренномудрие же потому так называется, что оно есть усмирение мысли.

Как многие тщеславятся тем, что они не тщеславны, так превозносится и смирение (неискреннее) по высокомерию.

Поистине тот больше всего знает себя, кто считает себя за ничто. Ничто так не любезно Богу, как считать себя в числе последних.

Прп. Иоанн Лествичник

Не тот показывает смиренномудрие, кто осуждает себя, но тот, кто, будучи укорен другим, не уменьшает к нему любви.

Кто ненавидит бесчестие - ненавидит смирение, и кто избегает огорчающих его, тот убегает кротости.

Когда начнет в нас процветать священный грозд смирения, тогда мы, хотя и с трудом, возненавидим всякую славу человеческую, отгоняя от себя раздражительность

В том, кто соединяется со смирением, не бывает ни следа ненависти, ни вида прекословия, ни воли непокорства, разве только там, где дело идет о вере.

Если помысл наш уже не хвалится природными дарованиями, то это знак начинающегося здравия.

Тогда ты достоверно узнаешь, что святое существо смиренномудрия есть в тебе, когда будешь исполнен неизреченного света и несказанной любви к молитве.

Глубочайшего смиренномудрия признак, когда человек ради уничижения в некоторых случаях принимает на себя такие вины, каких в нем нет.

Кто просит от Бога меньше того, чего он достоин, тот, конечно, получит более, нежели чего стоит.

Смиренномудрый всегда гнушается воли своей, как погрешительной, даже и в прошениях своих к Господу.



Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн


     - «Ни в каком случае не считай себя за нЕчто и не ищи равенства с другими».


     - «Почитай себя за ничто, и мысль твоя не будет смущаться».


     - «Если мы странники, брат, то странники и будем. Не будем считать себя за нЕчто, и никто не даст нам никакого значения, и будем спокойны».

     - «Сколько имеешь силы, уничижай себя день и ночь, понуждаясь увидеть себя ниже всякого человека. а ум возводи на Небо и там да будет поучение твое день и ночь».

     - «Оставь волю свою позади себя, и смиряйся в течение всей твоей жизни, и спасешься».

     - «Считай себя самым грешным и последним из всех, и будешь иметь покой».

     - «Все, что ни случается с человеком, служит к испытанию и спасению его, чтобы он потерпел и во всем укорял себя как недостойного».


Свт. Василий Великий


Кто преуспел в высшем смирении, тот, слыша укоризны, не смутится душой от того, что бесчестят его словами, поскольку сам он себя сознает еще более достойным унижения.

Мысль о себе, что дошел до высоты смирения, служит поводом к возношению.

Смиренномудрие состоит в том, чтобы всех почитать превосходнейшими себя.

Авва Дорофей


В смирении от исполнения заповедей бывает некоторая привычка к смирению, и нельзя выразить это словами.

Телесные труды приводят к смирению. Каким образом? — Душа как бы состраждет телу и сочувствует во всем, что делается с телом. Труд смиряет тело, а когда тело смиряется, смиряется и душа.

Каждый молящийся Богу: «Господи, дай мне смирение» — должен знать, что он просит Бога, дабы Он послал ему кого-нибудь оскорбить его. Итак, когда кто-либо оскорбляет его, то он и сам должен досадить себе и уничижить себя мысленно, чтобы в то время, когда другой смиряет его извне, он сам смирил себя внутренне.


Прп. Исаак Сирин


Смиренномудрый постоянно охраняет себя от всего многого, и тогда оказывается, что во всякое время он в тишине, в покое, в мире, в скромности, в благоговении.

Без оскорблений ум не может пребыть в смирении.

Пусть лучше предполагают тебя необразованным за скудость в тебе умения прекословить, нежели одним из мудрых за бесстыдство.

Если хочешь узнать, смиренномудр ли ты, то испытай себя, не приходишь ли ты в смятение, когда тебя обвиняют.

Молитва смиренномудрого как бы прямо из уст — в уши Господа.

Человек, достигший того, чтобы познать меру своей немощи, достиг совершенства смирения.

Не смиренномудр тот, кто не мирен, и немирный не смиренномудр.


Прп. Иоанн Кассиан


Смирение состоит в том, когда человек считает себя грешником, не сделавшим ничего доброго перед Богом.

Тот мужественнее, кто свою волю подчиняет воле брата, нежели тот, кто бывает упорным в защищении и удержании своих мнений.

Надобно стяжать истинное смирение сердца, которое состоит не в притворстве наружном и на словах, а в искреннем уничижении духа. Оно проявляется в ясных признаках терпения не тогда, когда сам будет тщеславиться своими пороками, невероятными для других, но когда не оскорбится, если припишут ему другие, и с кротостью сердца и благодушием перенесет обиды, причиняемые другими.


Более чистый взгляд большее и замечает, неукоризненная жизнь порождает большую скорбь самоукорения, исправление нравов и ревность к добродетелям умножают стенания и воздыхания. Ибо никто не может быть доволен той степенью совершенства, до какой преуспел, и кто чем чище будет духом, тем более видит себя нечистым, более находит причины к смирению. И чем скорее стремится к высоте, тем более видит, что ему больше остается, куда стремиться.


Прп. Максим Исповедник


Смирение освобождает человека от всякого греха, потому что оно отсекает страсти душевные и телесные.

Смиренномудрие рождается от чистой молитвы, со слезами и болезнованием. Ибо она, призывая всегда на помощь Бога, не попускает безумно полагаться на свою силу и мудрость и превозноситься над другими.

Прп. Симеон Новый Богослов


Степень самопознания и боговедения определяется степенью смирения и кротости.

Когда будешь иметь смиренномудрие и будешь в таких упражняться помыслах в уме своем, то тотчас придет к тебе Господь, обымет тебя и облобызает, дарует Дух правый в сердце твое, Дух избавления и прощения грехов твоих, увенчает тебя дарами Своими. Тогда всякий навет врага против души останется безуспешным. Все греховные страсти исчезнут в ней и умножатся плоды Духа Святого. За сим потом следует Божественное ведение, премудрость, слава, бездна сокровенных помышлений и тайн Христовых. Кто достигает до такого состояния и качествует так, тот изменяется благим изменением и бывает земным Ангелом. Телом сообщается он с людьми в мире сем, а духом ходит на небесах и сообщается с Ангелами и от неизреченной радости распространяется в любви Божией, к которой никто никогда не может приблизиться, если прежде не очистит сердца своего покаянием и многими слезами и не достигнет глубины смиренномудрия, чтобы принять в душу свою Святого Духа.

Чем больше кто нисходит в глубину смирения и осуждает себя самого, как недостойного спасения, тем более плачет и изводит источники слез. По мере слез и плача источается в сердце его духовная радость, а вместе с ней соисточается и совозрастает надежда и дает вернейшее удостоверение во спасении.


Свт. Игнатий Брянчанинов


Смирение успокаивает нервы, укрощает движение крови, уничтожает мечтательность, умерщвляет жизнь падения, оживляет жизнь о Христе Иисусе.

В противоположность тщеславию, которое разносит помыслы человека по вселенной, смирение сосредотачивает их в духе, приводит к многоплодному и глубокому самовоззрению, к мысленному безмолвию.

Смирение не видит себя смиренным, напротив того, оно видит в себе множество гордости.

Из совершенного смирения и совершенной покорности воле Божией рождается чистейшая святая молитва.

Смириться — значит осознать свое падение, свою греховность, по причине которых человек сделался существом отверженным, лишенным всякого достоинства.




«Содружись со следующими делами: трудом, бедностию, странничеством, озлоблением плоти и молчанием, ибо от них рождается смирение, а смирение приносит прощение всякого греха»     Авва  Исаия



«Смиренный имеет все добродетели».

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».

«Смирись – и для тебя откроются врата Царства Небесного».

«Смирение и целомудрие приуготовляет обручальный залог Пресвятой троице…»

«Не суди и не обижайся на людей. Что бы они тебе ни сделали, не возненавидь никого. Каждый поступает согласно тому, как научен, какой имеет характер. Немногие обладают добротой и рассуждением» --  Старец  Иероним  Эгинский



"Больше всего помни, что смирение и без дел может спасти, а дела, как бы они не были велики, не спасут".

«Не следует слишком много требовать от себя. Лучше смириться перед Богом. Открывайте себя Ему со всеми сквернами и, как прокаженный, говорите: «Господи, если хочешь, можешь меня очистить». Не давайте сроков для этого Богу. Делайте по силе своей, что нужно, а Господь все сделает необходимое для вашего спасения. Только не отступайте от Бога. Не поддавайтесь внушениям врага, что безполезно трудиться, что все погибло и т.п. Это дело диавола, извечного клеветника на Бога и на всех»    Иг.  Никон  (Воробьев)



"Попускает Господь немощь и леность к смирению нашему, да чтоб не хвалились, а в чувстве покаяния всегда пребывали, а это самое надежное состояние – постоянное сокрушение сердца"    Оптинский  Цветник





«Признаком смирения и гордости да будет для тебя следующее: вторая всех зазирает, укоряет и видит в них черноту, а первое видит только свою худость и не дерзает судить кого-либо»    Прп. Макарий



"Возлюби смирение, и оно покроет все грехи твои".

"Если кто укоряет тебя безвинно в каком грехе, смири себя и получишь венец".

Будь готов при всяком обличительном слове, которое слышишь, говорить: «Прости мне», — потому что такое смирение расстраивает все козни врага.
"Будь во всем смирен, в осанке, в одежде, в сидении, в стоянии, в походке, в келии и во всех принадлежностях ее"     Прп.  Антоний  Великий



«Со смирением никак не совместимо осуждение ближних и обидчивость. Если мы осуждаем других или обижаемся, когда нас чем-либо оскорбят, то у нас вовсе нет никакого смирения»    Иг. Никон (Воробьев)



«И все же есть одна истина: святое смирение – это спасительнейшее лекарство. Смиряться во всем, и, без всякого сомнения, обязательно достигнешь совершенной или почти совершенной свободы от страстей»     Ефрем  Святогорец



«Смирение – неугасимая, угодная Богу свеча. Если у монашествующих нет смирения и покаяния, то они не спасутся, но погибнут»    Арх. Гавриил (Ургебадзе)



Смиренномудр не тот, кто о себе говорит мало, при немногих и редко, и не тот, кто униженно обращается с низшими себя, но тот, кто скромно говорит о Боге, кто знает, что сказать, о чем помолчать, в чем признать свое неведение, кто уступает слово имеющему власть говорить и соглашается, что есть люди, которые его духовнее и более преуспели в умозрении.  Свт. Григорий Богослов



Смиренный никогда не падает, да и куда ему падать, если он ниже всех? Смиренный сердцем — из силачей силач. Прп. Марк Подвижник






Людям смиренным Сам Бог открывает грехи их, чтобы они познали их и покаялись

Смирение состоит в том, когда человек считает себя грешником, не сделавшим ничего доброго перед Богом.  Прп. Исайя Отшельник



Демоны нередко наводят на смиренномудрых унижение и поношение, чтобы, не стерпя незаслуженного презрения, оставили они смиренномудрие. Но кто в смирении мужественно переносит бесчестие, тот этим самым возносится на высоту смиренномудрия. Прп. Нил Синайский



Смиренномудрие — порождение души высокой и парящей к небу, а гордость — души низкой и весьма худой. Прп. Исидор Пелусиот



Что бы ни потерпел смиренный или ни услышал, он берет от сего повод к тому, чтобы себя самого похулить и уничижить. Авва Зосима




Однажды некий, имея при себе человека, одержимого бесом, пришел в Фиваиду к некоторому старцу, чтобы он исцелил его. Старец сказал демону: «Изыди из творения Божия!» Демон ответил старцу: «Выхожу, но спрошу у тебя одно слово, скажи мне, кто суть козлища в Евангелии, а кто агнцы?» Старец сказал: «Козлище — это я, а агнцев знает Бог». Демон, услышав это, возопил: «Вот я и выхожу по твоему смирению», — и вышел тотчас. Древний патерик