.

Феофан Затворник

феофан затворник
Георгий Говоров, будущий святой Феофан Затворник, родился 10 января 1815 года в селе Чернавка в Орловской губернии, где его отец Василий Тимофеевич был священником. Мать, Татьяна Ивановна была глубоко верующей женщиной и происходила из священнической семьи.

Начальное образование Георгий, будущий Феофан Затворник, получил от родителей. Они же привили ему любовь к Богу. Отец часто брал сына в храм, и тот с радостью участвовал в богослужении, прислуживал в алтаре.




В 1837 г. Георгий окончил Орловскую Духовную Семинарию и поступил в Киевскую Духовную Академию, где учился с 1837 по 1841 годы.  В это время он несколько раз посещал монастырь и неудивительно, что Георгий получил монашеский постриг, пока еще был учеником.
В октябре 1840 года Георгий подал прошение руководству о пострижении в монашество. В феврале 1841 ректор академии, преосвященный Иеремия, совершил постриг. Тогда же Георгий получил новое имя, Феофан, в честь святого Феофана Исповедника.
В апреле 1841 года инок Феофан был посвящен в иеродиакона, а в июле – в иеромонаха. В 1841 году он закончил духовную академию, защитив диссертацию и получив степень магистра.
После окончания академии, Иеромонах Феофан был назначен ректором Киевских церковных школ, а позже стал ректором семинарии в Новгороде. Прежде чем он ушел из науки, отец Феофан служил профессором и помощником инспектора в Петербургской академии.

Святитель Феофан не был доволен академической работой, поэтому он попросил освобождения от своих обязанностей. Св. Феофан был назначен членом Русской миссии в Иерусалиме.
В Иерусалиме святитель Феофан посетил святые места, древние монашеские обители, беседовал со старцами святой горы Афон, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям.
За время пребывания в Палестине отец Феофан отточил знание греческого и французского языка, основательно изучил вероисповедания ряда инославных конфессий: католичества, лютерантсва, армяно-григорианства и прочих. Здесь он имел широкие возможности знакомиться со святоотеческими произведениями, в том числе с ценными рукописями, читая их на языке оригинала.
Деятельность Русской Миссии в Иерусалиме была весьма плодотворной. Однако с началом Крымской войны, в 1853 году, её отозвали и её участники были вынуждены возвратиться на Родину.
По возвращении в Россию, в апреле 1855 года отца Феофана возвели в сан архимандрита. После этого он приступил к деятельности в Санкт-Петербургской духовной академии, на кафедре канонического права.
А через несколько месяцев, в соответствии с новым назначением, архимандрит Феофан занял пост ректора Олонецкой духовной семинарии. Исполняя обязанности ректора, он, помимо участия в образовательном процессе, занимался обустройством семинарии, в том числе организацией строительных работ.

Вскоре он был назначен главным священником посольской церкви в Константинополе. В конце концов, святитель Феофан был отозван в Россию, чтобы стать ректором Петербургской академии и руководителем религиозного образования в светских школах столицы.

9 мая 1859 года святой Феофан был освящен как епископ Тамбовский, где он основал епархиальную школу для девочек. В свое время в Тамбове он полюбил уединенный Вышинский монастырь в своей епархии. В 1863 году он был переведен во Владимир и оставался там три года. Он также учредил епархиальную школу для девочек во Владимире.

Святой епископ посетил приходы всей своей епархии, служил, проповедовал, восстанавливал церкви и делился радостями и печалями своей паствы. Епископу Феофану было очень трудно жить в мире и участвовать в тщетных мирских спорах. Многие злоупотребляли его доверием, но он не мог заставить себя никого наказывать. Вместо этого он оставил такие неприятные задачи протоиерею своего собора.

Феофан Затворник присутствовал при обнаружении мощей святого Тихона Задонского в 1861 году, и это произвело на него огромное впечатление, поскольку он имел много общего с этим святым. Он любил святого Тихона с раннего детства и всегда говорил о нем с большим энтузиазмом. Когда святой Тихон был прославлен как святой 13 августа, радость епископа Феофана не знала границ.

В 1866 году его просьба освободиться от его обязанностей в качестве епископа была удовлетворена. Феофан Затворник был назначен начальником Вышенского монастыря, но вскоре ушел с этой должности.

Тогда Феофан Затворник готовился покинуть свою епархию, он хотел сосредоточиться на своем собственном спасении и сосредоточиться на беспристрастном общении с Богом. 24 июля 1866 года Феофан Затворник попрощался с епархией, что бы оставить мир для жизни в уединении и посвятить себя написанию духовных книг. Благодаря этим книгам святой Феофан стал духовным бенефициаром всех православных христиан. Хотя он искал Царства Божьего и Его праведности (Матфея 6:33), к нему также присоединилась репутация писателя, имеющего большое значение для всего мира.

Феофан Затворник написал много книг, но не получал никакой прибыли от их продажи. Он старался продавать их как можно дешевле, и они быстро распродались. Феофан Затворник писал о таких темах, которые другие до него не рассматривали полностью, например, о том, как жить христианской жизнью, как преодолевать греховные привычки и как избежать отчаяния. Он пытался систематически объяснить шаги духовного совершенствования, как сам прошедший этот путь. Феофан Затворник также перевел на русский язык Добротолюбие в пяти томах.

В 1872 году святитель Феофан фактически начал вести жизнь затворника. Он затворился в отдельном помещении. Круг его посетителей ограничился чрезвычайно малым количеством людей и в основном его исповедником. В своих кельях он устроил маленькую домашнюю церковь и посвятил ее Крещению Господню, сам служил в ней Божественную Литургию: первое время – по воскресным и праздничным дням, а в последние годы своей земной жизни – ежедневно.
В течение последних одиннадцати лет своей жизни он каждый день служил сам. Иногда он пел, а иногда и молчал.

Помимо молитвы, существенную часть своего распорядка Феофан Затворник посвящал чтению, разбору переписки и составлению ответных посланий, богословским трудам. Вместе с тем, руководствуясь аскетическими наставлениями, много внимания он уделял физическому труду: занимался иконописью, резьбой по дереву, шитьем одежды для себя.

Всякий раз, когда кто-либо посещал его по делам, епископ Феофан употреблял в разговоре, как можно меньше слов, а затем погружался в молитву. Если кто-то приносил ему деньги, он раздавал их бедным, оставив лишь небольшую часть, чтобы купить книги.
Святитель Феофан получал от двадцати до сорока писем каждый день, и на все отвечал всегда. Он мог почувствовать духовное состояние каждого корреспондента, затем дать подробные ответы на вопросы тех, кто боролся за спасение своих душ.

Однако, зрение Феофана Затворника ухудшилось за последние годы, но из-за этого он не сократил свою работу.
Феофан Затворник продолжал вести аскетический образ жизни.
В дни, когда не было поста, он принимает пищу в 13:00. Его обед состоял из одного яйца и стакана молока. В четыре часа святитель пил чай и на этом всё.

Здоровье епископа Феофана начало становиться слабее в начале 1894 года. Он все еще писал во второй половине дня 6 января, но когда в 16:30 пришел его помощник, то обнаружил, что епископ отошел к Господу.

Тело святого Феофана Затворника лежало в его маленькой церкви в течение трех дней, а затем еще три дня в соборе. Однако никаких следов тления не было. Феофан Затворник был похоронен в Казанской церкви Вышенской пустоши.
Канонизирован в 1988 г., как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение общества своими многочисленными творениями, которые могут рассматриваться чадами Церкви как практическое пособие в деле христианского спасения.


Некоторые из книг святого Феофана были переведены на английский язык и являются надежными духовными проводниками для православных христиан сегодняшнего дня. Подарок Святого Феофана - это способность представить мудрость Отцов в терминах, которые могут понять современные люди. Поскольку он жил близко к нашему времени, многие читатели находят свои книги «более доступными», чем предыдущая святоотеческая литература. Он рассматривает жизнь души и жизнь тела как единое целое, а не как два отдельных элемента и раскрывает людям путь спасения.