Церковные праздники сегодня, 4 июля

Без рубрики
Петров пост (Апостольский)

23 день

Апостольский пост. Установлен в честь памяти апостолов Петра и Павла.
Мученика Иулиана Тарсийского Память святого Иулиана. Пострадал за веру в Христа во времена правительства императора Диоклитиана в 305 году.
Обретение мощей преподобного Максима Грека Праздник в честь обретения мощей святого Максима Грека (в миру – Михаил Триволис). Данное событие произошло в 1996 году в Свято-Духовском храме. Ныне мощи покоятся в Успенском храме Троице-Сергиевой Лавры.
Священномученика Терентия, епископа Иконийского Почитание святого Терентия. Мученически пострадал за веру в Христа в I веке.

Евангельские Чтения на каждый день

Рим., 114 зач., XIV, 9-18. Мф., 46 зач., XII, 14-16, 22-30. Прп. (под зачало): Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23 . Мч.: Еф., 233 зач., VI, 10-17. Лк., 104 зач., XXI, 5-7, 10-11, 20-24.

Святитель Феофан Затворник: мысли на каждый день года

(Рим. 14, 9-18; Мф. 12, 14-16. 22-30). “Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает”. Кто же с Господом? Тот, кто живет и действует в духе Его; кто не позволяет себе ни мыслей, ни чувств, ни желаний, ни намерений, ни слов, ни дел, которые были бы неугодны Господу и противны Его явным заповедям и определениям. Кто живет и действует иначе, тот не с Господом, следовательно, не собирает, а расточает. Что же расточает? Не только силы и время, но и то, что собирает. Богатство, например, не с Господом собирает тот, кто копит только его, не делясь с другими и себя лишая даже нужного, или кто собирая его, частью тратит на пышное содержание себя, частью расходует на тщеславные жертвы, частью оставляет наследникам. На тот свет явится он ни с чем, – и будет там беднейшим из беднейших. Напротив, с Господом собирает богатство тот, кто через руки бедных и нуждающихся препровождает собранное в вечные сокровищницы. Когда умрет такой человек, на том свете все найдет сохраненным, нерасточенным, хотя бы он всю жизнь свою расточал. То же самое приложимо и к собиранию знаний. Тут расточение еще очевиднее, потому что еще здесь становится явным, как не о Господе мудрствующий собирает будто горы знаний, а между тем все они хлам, призрак истины, а не истина. У таких не только не бывает знания, но и смысл человеческий теряется. Они начинают бредить, как сонные. Читайте системы материалистов и вы увидите, что это так.

1. В народе 4 июля отмечают Ульянов день. В православной традиции чтят память мученика Иулиана Тарсийского. Поскольку на нашей земле имя Иулиан было непривычным, в народе ему дали свое созвучное имя.

День, посвященный Иулиану Тарсийскому. Священномученик погиб за христианскую веру в начале 4 века. Мощи Иулиана заслужили большую славу в христианском мире: согласно легендам, около них произошло множество чудес.

А народ сложил такую легенду. Однажды, давным-давно, Ульян искал в полях да лугах, звал милую свою по имени Ульяна. Девушка была тем временем на речном бережку, любовалась тем, как бежит вода.

И так ей это было любо, что лишь вечером она вспомнила о любимом, бросилась искать – нет его! Он иной тропой до реки прошел. Не суждена им была встреча.

Об этом сложили такие поговорки: «Ульян Ульяне в лицо не глянет», «Ульяна кличет Ульяна, а Ульян кличет Ульяну».

Главным растением дня была липа, с которой обирали только что распустившиеся цветы. Чего только не удостоилось это дерево в народной культуре! Оно могло исцелить от сглаза, если кто рубил его – ему было суждено долго блуждать по лесу, а если липа, росшая вблизи жилья, вдруг засыхала, верили, что грядут дурные события для этого дома.

2. Местное прославление Максима Грека совершилось при первом Всероссийском Патриархе Иове в 1591 году, когда по благословению Патриарха были освидетельствованы мощи преподобного: «И открыша, и пойде от мощей его благоухание, и цело и невредимо тело его, и ризы бяше и мантия, и вся на нем покрывало не истле, и на персех руце его, и десная рука согбена крестом». Вскоре составили тропарь и кондак, а также службу преподобному, немного позже появились его иконописные изображения.

Над местом погребения Максима Грека была воздвигнута пристроенная к Духовскому храму часовня – так называемая Максимова палатка. Она неоднократно перестраивалась и расширялась (например, при митр. Платоне (Левшине), затем в 1847 году). А в 1938–1940 годах была уничтожена.

В 1988 году во время празднования 1000-летия Крещения Руси на Соборе, проходившем в Троице-Сергиевой Лавре, среди новопрославленных русских святых канонизирован и преподобный Максим Грек. Оставался открытым вопрос о местонахождении его святых мощей. К моменту общецерковного прославления над могилой не оставалось никаких видимых следов. Поэтому возникла необходимость в археологических раскопках. Работами руководил археолог С.А.Беляев.

24 июня 1996 года духовник Лавры архимандрит Кирилл (Павлов) совершил молебен преподобному Максиму в Духовской церкви Лавры. За богослужением молились братия, воспитанники Московских Духовных школ и участники раскопок.

Сначала с поверхности земли удалили вымостку из каменных плиток, по которой ходили люди. Во избежание ошибок раскапывалась большая площадь – примерно 10 на 6 метров. Наконец у северо-западного угла Свято-Духовской церкви обнаружились фундаменты первой или одной из первых «палаток», сооруженных над могилой преподобного Максима Грека; поиск сосредоточился в основном внутри них. Работы усложнял грунт – сырая тяжелая материковая глина.

Около полуночи 30 июня археологи почувствовали благоухание (которое ощущалось еще несколько дней после), и через некоторое время показалась честная глава преподобного Максима. Работа продолжалась почти до двух часов ночи. Во вторник 1 июля о результатах проведенных работ и об обнаружении честных останков преподобного Максима Грека был сделан подробный доклад Святейшему Патриарху.

Его Святейшество дал благословение на антропологическое освидетельствование, которое ведущие специалисты Российской Академии наук произвели 2 июля. При сопоставлении честной главы с древними изображениями преподобного Максима выявились черты сходства. На основании заключения антропологов, 3 июля 1996 года Святейший Патриарх благословил поднять честные останки.

Мощи преподобного Максима были переложены во временную раку, приспособленную для переноса, и покрыты монашеской мантией.

Святейший Патриарх в сопровождении епископа Орехово-Зуевского Алексия, наместника Лавры архимандрита Феогноста (ныне архиепископа Сергиево-Посадского) и других священнослужителей, в том числе настоятеля подворья Афонского Русского Свято-Пантелеимонова монастыря иеромонаха Феоктиста, возглавил молебен преподобному Максиму Греку. При пении величания участники раскопок подняли и поднесли к краю раскопа раку с честными останками святого, затем ее приняла братия Лавры и насельники московского подворья Свято-Пантелеимонова Афонского монастыря. Раку внесли в Свято-Духовскую церковь и установили на специально приготовленном месте посредине храма. (Подробно о событиях тех дней рассказано в статье С. Беляева «Обретение святых мощей преподобного Максима Грека»// Журнал Московской Патриархии, 1996, № 9.)

До недавнего времени мощи преподобного Максима покоились в Успенском соборе Лавры. 9 апреля 2013 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла они были торжественно перенесены обратно в Духовской храм. Рака установлена на месте обретения мощей Преподобного (у северной стены).

Сегодня поклониться святым мощам преподобного Максима Грека и попросить его помощи и заступления можно в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры, куда мощи святого были перенесены перед началом масштабных реставрационных работ, проводимых в Духовской церкви.

Тропарь Максиму Греку, глас 8:

Зарею Духа облистаемь, / витийствующих богомудренно сподобился еси разу­мения, / неведением омраченная сердца человеков светом благочестия просве­щая, / пресветел явился еси Православия светильник, Максиме преподобне, / отонудуже ревности ради Всевидящаго / отечества чужд и странен, Российския стра­ны был еси пресельник, / страдания тем­ниц и заточения от самодержавнаго пре­терпев, / десницею Вышняго венчаешися и чудодействуеши преславная. / И о нас ходатай буди непреложен, / чтущих любовию святую память твою.

Кондак преподобному Максиму Греку, глас 8

Богодухновенным Писанием и богословия проповеданием/ неверствующих суемудрие обличил еси, всебогате,/ паче же, в Православии исправляя, на стезю истиннаго познания наставил еси,/ якоже свирель богогласная, услаждая слышащих разумы,/ непрестанно веселиши, Максиме досточудне,/ сего ради молим Тя:/ моли Христа Бога грехов оставление низпослати// верою поющим всесвятое твое успение, Максиме, отче наш.

Источник: STSL.Ru

3. Святой Терентий (апостол от 70-ти Тертий) был учеником святого апостола Павла.

О нем Апостол языков упоминает в Послании к Римлянам: Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание (Рим.16:22).

Святой Тертий был вторым епископом (после святого апостола Сосипатра) в Иконии, где обратил ко Христу многих язычников. Священномученик Терентий, епископ Иконийский, принял мученическую смерть за Христа в I веке, его пронзили заостренным деревом.

Церковные праздники 3 июля, вчера  

Оцените статью