О ВЕЛИКОМ ПОСТЕ

Великий пост с самого начала его существования считается
главным постом в церковном православном календаре. Он является подготовкой к
наступлению самого главного религиозного праздника, именуемого Пасхой.
Данный пост был установлен в честь Сорокадневного поста, которого придерживался
Иисус Христос в пустыне. В литургическом же году на протяжении этого периода
читаются особые богослужения, молитвы, покаяния и воспоминания о великом
мучении Спасителя. Верующие в этот период не только посещают Богослужения, но и
придерживаются особого питания.
Когда начинается и сколько длится Великий пост в 2018 году?
В 2018 году Великий
пост будет длиться с 19 февраля по 7 апреля. Данный период характеризуется
самым длительным воздержанием пищи и напитков в христианстве.
Он длится семь недель и обязательно должен
сопровождаться духовной практикой. За этот отрезок времени человек не только
очищает свой организм, но и разум и душу. Более точно на то сколько дней длится
Великий пост указывает его второе название – «Четыредесятница». Это 40 дней —
срок который в жизни считается временем необходимым для усопшей души, чтобы
покинуть этот мир.
О Великом посте по каждой седмице
Великий пост или Святая Четыредесятница и ее
богослужения начинаются с вечерни Недели сыропустной. Сыропустное воскресенье
называется еще в просторечии Прощеным воскресеньем, ибо за вечерним
богослужением в этот день бывает чин или обряд, общего прощения в храме.
Чин прощения совершается
так: на солею выносят и полагают на аналоях иконы Спасителя и Божией Матери;
настоятель творит земные поклоны пред ними и лобызает их, затем он обычно
произносит слово, испрашивает прощения своих грехов у причта и народа, говоря:
«Благословите мя, отцы святии и братия, и простите мне, грешному, елика (что)
согреших в сей день и во вся дни живота моего: словом, делом, помышлением и
всеми моими чувствы». При этом он творит общий земной поклон духовенству и
народу. Все отвечают ему также земным поклоном, говоря: «Бог простит ти, отче
святый. Прости и нас, грешных, и благослови». Затем настоятель берет
напрестольный Крест, и все священнослужители в порядке старшинства
прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют честный Крест
и руку его, держащую Крест, лобызаются с настоятелем. После них подходят
миряне, прикладываются к святым образам и Кресту и испрашивают прощения у
причта и друг у друга.
Во время
обряда прощения принято петь «Покаяния отверзи ми двери», «На реках вавилонских»
и другие покаянные песнопения. В некоторых храмах поют также при этом и стихиры
Пасхи , до слов «и тако возопим» включительно (в последней стихире).
Сообразно
с словами Евангелия, читаемыми в это воскресенье, внушающими прощать ближним
согрешения и примиряться со всеми, в древние времена пустынники египетские
собирались в последний день сырной седмицы для общей молитвы и, испросив друг у
друга прощение и благословение, при пении пасхальных стихир, как бы в
напоминание ожидаемой Пасхи Христовой, уходили по окончании вечерни в пустыни
для уединенных подвигов в продолжение Четыредесятницы и собирались снова только
уже к Неделе ваий. Поэтому-то и теперь, следуя этому древнему благочестивому
обычаю, сыны Православной Церкви в знак примирения и прощения молятся о умерших
и посещают друг друга в сырную седмицу.
Первая седмица Великого поста отличается
особенной строгостью, ибо прилично иметь ревность к благочестию при начале
подвига. Сообразно этому, Церковь на первой седмице совершает богослужения
продолжительнее, чем в следующие дни. С понедельника по четверг на великих
повечернях читается покаянный канон святого Андрея Критского. Канон этот назван
Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по
количеству содержащихся в нем тропарей – около 250 (в обычных канонах нх около
30). Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по
числу дней.
В среду и
четверг к Великому канону прибавляется несколько тропарей в честь преподобной
Марии Египетской, пришедшей из глубокого духовного падения к высокому
благочестию.
Великий
канон завершается тропарями в честь его творца – святого Андрея Критского.
В
понедельник или вторник первой седмицы после утрени или часов священник в
епитрахили читает прихожанам «Молитвы в начале поста Святыя Четыредесятницы»,
положенные в Требнике.
В субботу первой седмицы Церковь творит воспоминание о
чудесной помощи, явленной великомучеником Феодором Тироном константинопольским христианам в 362 году, при
императоре Юлиане Отступнике, когда в первую седмицу Великого поста святой,
явившись архиепископу Константинопольскому, повелел употреблять коливо
(отварное зерно) вместо оскверненной тайным окроплением кровью идольских жертв
на торжищах пищи. Освящение колива (иначе кутий) совершается в пятницу первой
седмицы на Преждеосвященной литургии, по заамвонной молитве и молебном пении
великомученику Феодору.
Во многих храмах в пятницы или по воскресеньям совершается
умилительный богослужебный обряд, именуемый пассией (от лат. passio –
страдание). Он введен в церковное употребление при митрополите Киевском Петре
Могиле (XVII в.). Совершается он на повечерии (в пятницу) или за вечерней (в
воскресенье) в первую, вторую (часто со второй), третью и четвертую седмицы
поста и состоит из чтения Евангелия о Страстях Христовых, пения песнопений
Страстной седмицы – «Тебе, одеющагося светом, яко ризою», «Приидите, ублажим
Иосифа приснопамятнаго» и других – и поучения. О пассиях в Церковном уставе не
говорится. Чин пассий был впервые помещен в конце Триоди цветной, изданной в
1702 году архимандритом Киево-Печерской Лавры Иоасафом Кроновским. В конце
описания чина сказано: «Сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению, яже
вся под разсуждение Церкви Святыя Православныя подаются».
Первая Неделя (воскресенье) Великого
поста называется иначе Неделей, или торжеством, Православия. В этот день совершается
воспоминание торжества Православия, установленного в Византии в первой половине
IX века в память окончательной победы Православной Церкви над всеми
еретическими учениями, возмущавшими Церковь, особенно над последней из них –
иконоборческой, осужденной Седьмым Вселенским Собором в 787 году. В эту Неделю
совершается особое богослужение, называемое чином Православия. Чин этот
составлен Мефодием, патриархом Константинопольским (842 – 846). Победа
Православия первоначально была отпразднована в первую Неделю Великого поста, и,
таким образом, основание празднования в этот день торжества Православия
историческое.
Чин Православия состоит в основном из молебного пения
и совершается в кафедральных соборах после прочтения часов пред литургией или
после литургии на средине храма, пред иконами Спасителя и Божией Матери.
Вторая седмица и воскресенье Великого поста
называются седмицей и Неделей светотворных постов: Церковь молит Господа о
благодатном озарении постящихся и кающихся. В богослужении этой седмицы и
воскресенья наряду с сокрушением о греховном состоянии человека восхваляется
пост как путь к такому внутреннему благодатному озарению.
Православное учение о посте с особенной силой раскрывается в воспоминании во вторую седмицу святого Григория Паламы, архиепископа Солунского,
чудотворца (XIV в.). Святой Григорий, сам великий подвижник Афона, известен как
защитник Православия и обличитель еретического учения Варлаама, калабрийского
монаха, отвергавшего православное учение о благодатном свете, просвещающем
внутреннего человека и иногда открывающемся видимо, например, как это было на
Фаворе и Синае. Варлаам не допускал возможности достигнуть этого озарения
молитвой, постом и другими духовными подвигами самоотвержения. На созванном по
этому поводу Соборе в Константинополе в 1341 году святой Григорий Палама,
названный сыном Божественного света, обличил еретиков и защитил учение о Свете
Божественном, несотворенном, присносущном, которым сиял Господь на Фаворе и
которым озаряются подвижники, достигающие такого озарения посредством молитвы и
поста.
Церковная служба в честь святого Григория Паламы и его
Житие составлены Филофеем, патриархом Константинопольским (XIV в.), а канон –
Геннадием Схоларием (XV в.).
Третья Неделя Великого поста называется
Крестопоклонной, так как в
это воскресенье Церковь прославляет Святой Крест и духовные плоды Крестной
смерти Спасителя.
Значение Креста Христова для подвизающихся в посте
объяснено Церковью в богослужебных песнопениях в многоразличных образах и
подобиях. Подобно сеннолиственному дереву, дающему густую тень и доставляющему
прохладу и отдых утомленному путнику, Крест Христов посреди подвигов поста
доставляет верующим прохладу и ободрение к завершению труда. Крест Христов, как
знамя победы над смертью, приуготовляет нас к радостному прославлению
Победителя ада и смерти. Крест Христов сравнивается с древом, усладившим
горькие воды Мерры, с древом жизни, насажденным посреди рая. Благовестие о
Кресте и поклонение ему утешительно напоминают нам о приближающемся светлом
празднике Воскресения Христова .
Кроме прославления Святого Креста, на котором Господь
смирил Себя до смерти, в богослужении четвертой седмицы Великого поста
обличается фарисейская гордость, осужденная Богом, и восхваляется мытарево
смирение.
Начиная со среды Крестопоклонной седмицы на литургиях
Преждеосвященных Даров до Великой среды произносятся особые ектений о
готовящихся к просвещению (крещению).
В богослужении четвертой Недели (воскресенья)
Церковь предлагает высокий пример постнической жизни в лице подвижника VI
века преподобного Иоанна Лествичника , с 17 до 80 лет
подвизавшегося на Синайской горе и в своем творении «Лествица рая»
изобразившего путь постепенного восхождения человека к духовному совершенству
по лествице души, возводящей от земли к вечно пребывающей славе. Таких степеней
в «Лествице» указано 30, по числу лет земной жизни Спасителя до Его вступления
на общественное служение роду человеческому.
В четверг пятой седмицы на утрени читают весь,
полностью Великий канон святого Андрея Критского и Житие преподобной Марии
Египетской (V – VI вв.) из бездны порока восшедшей путем покаяния на такую
высоту совершенства и святости, что она уподобилась бесплотным ангелам. Это
богослужение поэтому называется иначе Марииным (или реже: Андреевым) стоянием.
В практике оно совершается в среду вечером. Житие разделяется при чтении на две
части: одна часть читается после кафизм, вторая – по третьей песни канона.
Житие преподобной Марии составил святой Софроний , патриарх Иерусалимский (638
– 644), а святой Андрей Критский , присланный от патриарха Иерусалимского
Феодора на Трулльский, VI Вселенский Собор (680 – 681), принес Житие святой
Марии вместе со своим каноном. Чтение канона святого Андрея и Жития святой
Марии Египетской в четверг пятой седмицы на утрени установлено на этом Соборе.
В среду пятой седмицы на вечерне, относящейся к четвергу, кроме обычных
стихир на «Господи, воззвах», поются 24 покаянных стихиры Великого канона –
творение святого Андрея Критского. Все стихиры имеют окончание: «Господи!
Прежде даже до конца не погибну, спаси мя».
В четверг ради чтения Великого канона совершается
литургия Преждеосвященных Даров и звон бывает в «красныя», то есть не
великопостный.
Суббота пятой седмицы называется Субботой
Акафиста, а сама
служба получила название «Похвалы Пресвятой Богородицы». В этот день на утрени
читается Акафист с греч. – неседальное (разумеется пение) Божией Матери в
память Ее заступления и избавления Константинополя в дни поста от нашествия
иноплеменников в VII в. Этот первый из акафистов составлен в VII в. на основе еще
более древних кондаков, в которых воспеваются события Рождества Господа и
Благовещения Пречистой Богородицы .
В пятое воскресенье Великого поста Церковь воспоминает
и прославляет святую Марию Египетскую .
В песнопениях канона на эту Неделю, а также в богослужении
седмичных дней следующей седмицы – ваий раскрывается евангельская притча о
богатом и Лазаре, чтобы побудить верующих к истинному покаянию, которым
достигается Царствие Божие. Церковь убеждает верующих избегать немилосердия и
бесчеловечия богача, ревновать же терпению и великодушию Лазаря, ибо Царствие
Божие не есть пища и питие, а праведность и воздержание со святостью и
милосердием.
В субботу шестой седмицы – ваий Церковь воспоминает
чудо воскрешения Господом Иисусом Христом Лазаря, поэтому она называется
Лазаревой субботой.
Воскрешением Лазаря Иисус Христос явил Свою Божественную силу и славу и
уверил Своих учеников и всех в грядущем Своем Воскресении и общем воскресении
умерших в день Суда Божия.
Неделя ваий посвящена воспоминанию
торжественного Входа Господня во Иерусалим, куда Он шел для страданий и Крестной смерти. Это
событие описано всеми евангелистами: Мф. 21, 1 – 11; Мк. 11, 1 – 11; Лк. 19, 29
– 44; Ин. 12, 12 – 19. Этот праздник называется Неделей ваий (ветвей), Неделей
цветоносной, а в просторечии у русских также Вербным воскресеньем от обычая
освящать в этот день пальмовые ветви, заменяемые у нас вербами.
Начало праздника восходит к глубокой древности. Первое указание на праздник
– в III веке принадлежит святому Мефодию , епископу Патарскому (+ 312),
оставившему поучение на этот день. В IV веке праздник, как свидетельствует
святой Епифаний Кипрский, совершался весьма торжественно. Многие из святых
отцов IV в. оставили свои поучения на этот праздник. В VII – IX вв. святые
Андрей Критский , Косма Маиумский , Иоанн Дамаскин , Феодор и Иосиф Студиты, а
также император византийский Лев Философ, Феофан и Никифор Ксанфопул прославили
праздник песнопениями, которые и ныне поет Православная Церковь.
Праздник Входа Господня в Иерусалим принадлежит к
двунадесятым праздникам, но не имеет ни предпразднства ни попразднства, так как
окружен днями поста Четыредесятницы и Страстной седмицы. Однако, хотя он и не
имеет дней предпразднства, подобно другим двунадесятым праздникам, богослужение
всей предыдущей седмицы, начиная с понедельника, во многих стихирах и тропарях
посвящено событию входа Господа в Иерусалим.
В пятницу седмицы ваий заканчивается пост Святой
Четыредесятницы. В этот день в одной из стихир на «Господи, воззвах» поется:
«Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу Страсти Твоея просим
видети, Человеколюбче».
Лазарева суббота и Вербное воскресенье служат
переходом от Четыредесятницы к Страстной седмице.
Духовная сторона Великого поста
Великий пост – время духовного подвига
Святой Великий Пост – это период молитвы, период покаяния, слез,
преображения человека, период, возводящий его на новую ступень духовной жизни.
Наша Церковь, как заботливая мать, опекающая своих детей-христиан, установила
период Великой Четыредесятницы как время особенно интенсивной духовной борьбы,
стараясь помочь нам освободиться от пороков, очиститься и приблизиться к Богу,
дабы удостоиться встретить Великий и Светлый праздник Воскресения Христова.
Издавна христиане, а
особенно монахи, уделяли большое внимание этому духовному этапу и считали его
священным, ибо этот период предполагает как духовную, так и телесную борьбу.
Это борьба воздержания в пище, борьба всенощного бдения, борьба очищения и
борьба духовных обязанностей, которых намного больше, чем в остальное время.
Происходит духовное перестроение человека, который внимательнее прислушивается
к голосу совести, чтобы исправить то, чему, возможно, он ранее не уделял
должного внимания, и взрасти духовно.
Церковь
помогает нам в этом не только умилительными тропарями и службами, но и
наставлениями, дабы помазать нас и укрепить в битве за очищение души нашей.
Таковы
прекрасные вечерние Божественные Литургии Преждеосвященных Даров. Литургии
Преждеосвященных Даров приносят великую пользу. Их Херувимская песнь исполнена
духовности, богословской глубины и ангельского присутствия. И потому на этих
Великопостных службах нам тем более надлежит молиться с особым умилением.
Причащаясь Тела и Крови Христовой, сколь должны мы быть чисты и непорочны,
сколь праведны душевно и телесно, дабы Божия Благодать смогла оказать
благотворное влияние на наши душу и тело! И потому в жизни нам надлежит быть
бдительными. И в келье нашей, и в храме мы должны омывать лицо слезами, чтобы
омыли они и душу нашу, сделав ее достойной причастия. Конечно, нередко диавол
лишает всех нас, а уж меня-то прежде всех, умиления. И тогда не приходят к нам
слезы, а вместо них часто являются дурные помыслы. Дурные помыслы, лишь только появляются
они с сопровождающими их грешными образами, должно немедленно изгонять. Если же
нас одолевают дурные помыслы или же таим мы в душе зло на брата нашего, тогда
мы не можем приблизиться к Богу Любви, столь Чистому и Святому.
На
протяжении всего этого времени на каждой Великопостной службе читается молитва
преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего,
дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же
целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей,
Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко
благословен еси во веки веков. Аминь».
Этими
словами святой дает нам понять, что, помимо прочих добродетелей, особенно
большое внимание следует уделять тому, что упоминается в самом конце:
самоукорению в противовес осуждению брата, ибо без любви к ближнему нашему мы
не сможем продвинуться ни на один шаг на пути к духовному очищению. Если не
следить за мыслями, за словами и за своим сердцем, воздержание в еде не
принесет пользы. Воздержание в еде благотворно, лишь если ему сопутствует
любовь к ближнему нашему, и лишь когда мы не осуждаем других. Когда мы не
порицаем братьев наших, но осуждаем лишь себя, к нам приходит любовь к ближнему
и любовь к душе нашей, забота об очищении и выполнении великого завета любви к
Богу и к ближнему. Любовь к Богу и к брату есть две великие добродетели, на
которых зиждется все духовное здание, если же их нет, то и все остальные
добродетели остаются без основания. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви
пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Иоан. 4:16).
Пост вместе с
физическим трудом способствует прощению грехов и очищению. «Виждь смирение мое
и труд мой и остави вся грехи моя». (Призри на труды мои, Господи, и на
смирение мое, ибо не могу я сделать ничего без Тебя, и прости мне все, что я
Тебе сделал.) Подвизайтесь в воздержании от пищи, в земных поклонах, в
молитвах, в трудах сердца и ума, ибо этот труд во имя Божие свят и получит
многократное воздаяние от Господа, ведь за него человек удостаивается венца
чести и славы. Бесы особенно боятся поста, ибо пост изгоняет их. «Сей же род
(то есть род бесов) изгоняется только молитвою и постом», – сказал Господь
(Матф. 17: 21). И потому святые отцы непременно любое свое дело во имя Божие
начинали с поста. Они верили в великую силу поста, утверждая, что Святой Дух не
осеняет человека с полным желудком. Однако любой христианин, жаждущий очищения,
должен начать с его основ, которыми являются пост, молитва и трезвение.
Совмещая пост, молитву и трезвение, человек восходит к высшим ступеням.
В былые
времена у святых отцов был один благочестивый обычай. Перед Великим Постом они
уходили из монастырей и удалялись в глубь пустыни, где и жили в суровой аскезе
до самой Лазаревой Субботы, когда они возвращались в обитель, дабы всем вместе
отпраздновать Вербное Воскресенье. Некоторые брали с собой лишь самую
необходимую пищу, другие же питались лишь дикими травами, дабы еще сильнее
подвизаться в аскезе и в пустынножительстве. Затем же, на Великой Страстной
Седмице, они проводили круглые сутки в храме, вкушая ежедневно лишь немного
сухого хлеба и немного орехов. Господь сподобил и благословил нас встретиться с
подлинными аскетами, которые не только на протяжении Великого Поста, но и
круглый год подвизались в посте и аскезе.
Сколько дней длится Великий пост?
Великий пост
(он же Святая Четыредесятница) в общей сложности длится 48 дней. Но не все так
просто, есть некоторые тонкости. Например, почему «четыредесятница» длится
почти пять десятков?
Все
предельно просто:
«Четыредесятница»
потому что с Лазаревой Субботы начинаются события Страстной Пятницы, которые
идут немного особняком.
Также, в
некоторых учениях есть сравнение поста с некой десятиной от всего года, которую
верующий человек отдает Богу. То есть, это своего рода, такая жертва. Но как 48
дней превращаются в десятину года? Элементарно:
·
берем 48
дней и вычитаем оттуда все субботы и воскресенья (потому как эти дни не
являются постными, но не обольщайтесь, на них тоже наложены ограничения),
получаем 35;
·
делим 365
(именно столько дней в году) на 35, получаем примерно 10.
Питание в Великий пост или телесный подвиг
И так что можно есть в Великий пост:
- Овощи и зелень.
- Грибы. Они будут служить замене
мяса.
- Крупы.
- Фасоль, горох.
- Соленья, маринады.
- Замороженные и сушенные
продукты.
- Постный лаваш.
- Соусы.
- Постный майонез.
- Макаронные изделия,
приготовленные без яиц.
- Чистая вода.
Запрещенные продукты:
- Все разновидности мяса.
- Молочные продукты.
- Яйца.
- Алкоголь.
Питание
по дням в Великий пост
Постное питание значительно
отличается от обычного. Ведь на протяжении этого периода существует ряд
запретов по употреблению некоторых продуктов. Также как правило
употребление пищи происходит по определенной схеме. В главный пост она
следующая:
- Понедельник – сухоядие.
- Вторник – горячие блюда,
приготовленные без масла.
- Среда — сухоядие.
- Четверг – горячие блюда,
приготовленные без масла.
- Пятница – сухоядие.
- Суббота — горячие блюда
приготовленные с маслом.
- Воскресенье – горячие блюда,
приготовленные с маслом.
Примерное
меню на каждый день на Пост Великий
В дни сухоядия (понедельник, среда,
пятница):
- Завтрак — приготовьте салат из
фруктов.
- Обед — гаспачо без варки,
приготовленное в блендере.
- Ужин — сухофруктиы с орехами.
В дни горячих блюд (вторник,
четверг, суббота, воскресенье):
- Завтрак — рис с фруктами.
- Обед — постный борщ с фасолью.
- Ужин — салат из морской
капусты.
Календарь Великого поста в
2018 году по дням
Ниже я
прилагаю наглядный графический календарь поста на 2018 год по дням. Там
отражено, какую именно пищу можно употреблять на той или иной недели, в тот или
иной день.
Календарик
можете скачать, распечатать и повесить, как напоминалку, на кухне =)

Вариант
такого питания называется «монастырский». Он один из самых строгих, поэтому
прежде, чем решить поститься проконсультируйтесь со своим лечащим врачом.
Кому нельзя поститься?
·
страдающим
хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта, органов кроветворения,
онкологические и т. д.;
·
людям
с анемией;
·
страдающим
от недостатка веса;
·
беременным
женщинам;
·
детям
(их не нужно лишать молочной пищи, а лучше попросить добровольно отказаться от
сладкого).
В самых
критических случаях Церковь официально разрешает больным, тяжело работающим и
путешествующим употреблять в пищу молоко. При некоторых заболеваниях можно даже
мясо или мясные бульоны. За подобным разрешением нужно обратиться к батюшке.
Правила Великого поста
1. Нельзя гордиться тем, что вы
поститесь, даже перед собой, не говоря уж о том, чтобы хвастаться перед
другими. Пост — это не повод выставляться.
2. Нельзя ругаться матом. В
принципе, этого делать, вообще, не стоит, но в дни поста особо нежелательно.
3. В Великий пост нельзя
венчаться.
4. Следует ограничить себя во...
всем, что касается развлечений:
o праздные развлекательные книги;
o развлекательные фильмы и ТВ
передачи;
o походы по увеселительным местам;
o шумные посиделки в компании;
o игры (любые);
o социальные медиа.
Все это отходит на второй план.
5. Под запретом лень и
ничегонеделанье.
6. Нельзя поддаваться негативным
эмоциям: гнев, осуждение, злость, зависть и так далее. Вообще, им в любой день
поддаваться не стоит.
7. Нельзя ссорится и «качать
права». Я бы это во все 365 дней года под запрет поставила =)
8. Нельзя пить спиртное, кроме
тех дней, которые отмечены в календаре.
9. Нельзя «ходить налево», то
есть, заниматься сексом с кем-то, кроме законных супругов. Вообще,
рекомендуется на все время поста отказаться от секса.
История Святой Великого Поста
Естественно,
что история Великого поста, впрочем, как и любая история, которая уходит в
прошлое на тысячелетия, таит уйму загадок и предположений. Но одно совершенно
точно, самый главный в христианстве пост раньше выглядел иначе.
1. До 3-го столетия верующие
готовились встречать Пасху не 40 с лишним дней, как сейчас, а всего-то 40
часов. Об этом нам сообщает Ириней Лионский. Постились обычно с вечера
Страстной Пятницы до окончания пасхальной службы. В это время верующие не
принимали пищу совсем. Такой срок поста был установлен, вероятно, как
напоминание о сорокадневном посте Христа.
2. К середине 3-го века появился
шестидневный пост, в память о событиях Страстной недели. Однако, некоторые
христиане все еще продолжали поститься по-старому — 40 часов.
3. И только в начале 5-го века
Великий пост увеличили до 40 с лишним дней. Но стоит помнить, что его
продолжительность в разных Церквях колеблется от 6 до 8 недель. Плюс ко всему,
примерно с этого времени соблюдение Святой Четыредесятницы являлось
обязательным для всех христиан. Те, кто пропускал пост даже, на какое-то время,
отлучались от Церкви.
Великий пост - изречения святых отцов
«Пост — дар древний;
пост — драгоценность отцов. Он современен человечеству. Пост узаконен в раю.
Такую первую заповедь принял Адам: «от древа, еже разумети доброе и лукавое, не
снесте» (Быт. 2,17). А сие: не снесте — есть узаконение поста и воздержания» Св. Василий Великий.
В законе написано,
что Бог повелел сынам Израилевым каждый год давать десятину из всего, что они
приобретали, и делая так, они имели благословение во всех делах своих. Зная
сие, св. Апостолы установили... чтобы мы отделяли десятину от самых дней жизни
нашей и посвящали ее Богу: дабы и мы таким образом получили благословение на
все дела наши, и ежегодно очищали грехи, сделанные нами в течение года.
Рассудив так, они освятили нам семь недель Четыредесятницы» Преп. Авва Дорофей.
«Нам следует так
делать: не просто лишь проходить седмицы поста, а исследовать свою совесть,
испытывать помыслы, и замечать, что мы успели сделать на этой неделе, что на
другой, что нового предприняли достичь на следующую и от каких исправились мы
страстей. Если мы не будем исправлять себя таким образом и показывать такую
заботливость о своей душе, то нам не будет никакой пользы от поста и воздержания,
которым подвергаем себя»
Св. Иоанн Златоуст.
Св. Иоанн Златоуст.
«Постящемуся нужно
воздерживаться от пищи, но прежде всего от грехов... Я назвал бы в тысячу раз
блаженнейшим ядущего, чем постящегося и творящего неправду. Говорю это не для
того, чтобы уничтожить пост, а чтобы призвать к благочестию. Не еда зло, а грех
зло» Св. Иоанн Златоуст.
«Кто вкушает пищу и
не может поститься, тот пусть подает обильнейшую милостыню, пусть творит
усердные молитвы, пусть оказывает напряженную ревность к слушанию слова Божия;
здесь нисколько не препятствует нам телесная слабость; пусть примиряется с
врагами, пусть изгоняет из души своей всякое памятозлобие. Если он будет
исполнять это, то совершит истинный пост, такой, каков именно и требует от нас
Господь. Ведь и самое воздержание от пищи Он заповедует для того чтобы мы,
обуздывая вожделение плоти, делали ее послушною в исполнении заповедей»
Св. Иоанн Златоуст.
«Как птица не может
летать без помощи крыльев, так и пост не может течь без двух своих крыльев —
молитвы и милостыни. Посмотри на Корнилия, как он вместе с постом обладал и
этими крыльями. Потому он и услышал бывший ему голос с неба: «Корнилие, молитвы
твоя милостыни твоя взыдоша» (Деян. 10, 3—4)»
Св. Иоанн Златоуст.
«Пост от милостыни
заимствует свою твердость... Если ты постишься без милостыни, то пост твой не
есть пост, и такой человек хуже обжоры и пьяницы, и притом настолько, насколько
жестокость хуже роскошества»
Св. Иоанн Златоуст.
«Кто служит своему
чреву, и между тем хочет победить дух блуда, тот подобен угашающему пожар
маслом»
Преп. Иоанн
Лествичник.
«Пост — мать
смиренномудрия, источник всякой мудрости; пост — матерь всех благ, учитель
целомудрия и всякой добродетели»
Св. Иоанн Златоуст.
Источники: http://www.pravoslavie.ru/
https://pearative.ru/stati/kak-pravilno-postitsya-v-velikij-post/
Читайте ещё:
Как правильно
поститься?
Ксения
Блаженная: краткое и полное житие, молитвы
Как креститься
правильно?
Сильнейшая молитвенная
защита
Читайте ещё:
Комментариев нет :
Отправка комментария
Братья и Сестры, прошу вашей молитвенной помощи! Помолитесь