Какой церковный праздник сегодня, 04.07.2017: Ульянов день
Петров пост (Апостольский)
23 день
|
Апостольский
пост. Установлен в честь памяти апостолов Петра и Павла.
|
Мученика Иулиана Тарсийского
|
Память святого
Иулиана. Пострадал за веру в Христа во времена правительства императора
Диоклитиана в 305 году.
|
Обретение мощей преподобного Максима Грека
|
Праздник в честь
обретения мощей святого Максима Грека (в миру - Михаил Триволис). Данное
событие произошло в 1996 году в Свято-Духовском храме. Ныне мощи покоятся в
Успенском храме Троице-Сергиевой Лавры.
|
Священномученика Терентия, епископа Иконийского
|
Почитание
святого Терентия. Мученически пострадал за веру в Христа в I веке.
|
Евангельские Чтения на каждый день
Рим., 114
зач., XIV, 9-18. Мф., 46 зач., XII, 14-16, 22-30. Прп. (под зачало): Гал., 213
зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23 . Мч.: Еф., 233 зач., VI, 10-17.
Лк., 104 зач., XXI, 5-7, 10-11, 20-24.
Святитель Феофан Затворник: мысли на
каждый день года
(Рим. 14,
9-18; Мф. 12, 14-16. 22-30). "Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не
собирает со Мною, тот расточает". Кто же с Господом? Тот, кто живет и
действует в духе Его; кто не позволяет себе ни мыслей, ни чувств, ни желаний,
ни намерений, ни слов, ни дел, которые были бы неугодны Господу и противны Его
явным заповедям и определениям. Кто живет и действует иначе, тот не с Господом,
следовательно, не собирает, а расточает. Что же расточает? Не только силы и
время, но и то, что собирает. Богатство, например, не с Господом собирает тот,
кто копит только его, не делясь с другими и себя лишая даже нужного, или кто
собирая его, частью тратит на пышное содержание себя, частью расходует на
тщеславные жертвы, частью оставляет наследникам. На тот свет явится он ни с
чем, - и будет там беднейшим из беднейших. Напротив, с Господом собирает
богатство тот, кто через руки бедных и нуждающихся препровождает собранное в
вечные сокровищницы. Когда умрет такой человек, на том свете все найдет
сохраненным, нерасточенным, хотя бы он всю жизнь свою расточал. То же самое
приложимо и к собиранию знаний. Тут расточение еще очевиднее, потому что еще
здесь становится явным, как не о Господе мудрствующий собирает будто горы
знаний, а между тем все они хлам, призрак истины, а не истина. У таких не
только не бывает знания, но и смысл человеческий теряется. Они начинают
бредить, как сонные. Читайте системы материалистов и вы увидите, что это так.
Более подробно о церковных
праздниках сего дня
1. В
народе 4 июля отмечают Ульянов день. В православной традиции чтят память
мученика Иулиана Тарсийского. Поскольку на нашей земле имя Иулиан было
непривычным, в народе ему дали свое созвучное имя.
День,
посвященный Иулиану Тарсийскому. Священномученик погиб за христианскую веру в
начале 4 века. Мощи Иулиана заслужили большую славу в христианском мире:
согласно легендам, около них произошло множество чудес.
А народ
сложил такую легенду. Однажды, давным-давно, Ульян искал в полях да лугах, звал
милую свою по имени Ульяна. Девушка была тем временем на речном бережку,
любовалась тем, как бежит вода.
И так ей
это было любо, что лишь вечером она вспомнила о любимом, бросилась искать - нет
его! Он иной тропой до реки прошел. Не суждена им была встреча.
Об этом
сложили такие поговорки: «Ульян Ульяне в лицо не глянет», «Ульяна кличет
Ульяна, а Ульян кличет Ульяну».
Главным
растением дня была липа, с которой обирали только что распустившиеся цветы.
Чего только не удостоилось это дерево в народной культуре! Оно могло исцелить
от сглаза, если кто рубил его - ему было суждено долго блуждать по лесу, а если
липа, росшая вблизи жилья, вдруг засыхала, верили, что грядут дурные события
для этого дома.
2. Местное прославление Максима Грека совершилось при первом Всероссийском Патриархе Иове в 1591 году, когда по благословению Патриарха были освидетельствованы мощи преподобного: «И открыша, и пойде от мощей его благоухание, и цело и невредимо тело его, и ризы бяше и мантия, и вся на нем покрывало не истле, и на персех руце его, и десная рука согбена крестом». Вскоре составили тропарь и кондак, а также службу преподобному, немного позже появились его иконописные изображения.
Над местом погребения Максима Грека была воздвигнута пристроенная
к Духовскому храму часовня – так называемая Максимова палатка. Она неоднократно
перестраивалась и расширялась (например, при митр. Платоне (Левшине), затем в
1847 году). А в 1938–1940 годах была уничтожена.
В 1988 году во время празднования 1000-летия Крещения Руси на
Соборе, проходившем в Троице-Сергиевой Лавре, среди новопрославленных русских
святых канонизирован и преподобный Максим Грек. Оставался открытым вопрос о
местонахождении его святых мощей. К моменту общецерковного прославления над
могилой не оставалось никаких видимых следов. Поэтому возникла необходимость в
археологических раскопках. Работами руководил археолог С.А.Беляев.
24 июня 1996 года духовник Лавры архимандрит Кирилл (Павлов)
совершил молебен преподобному Максиму в Духовской церкви Лавры. За
богослужением молились братия, воспитанники Московских Духовных школ и
участники раскопок.
Сначала с поверхности земли удалили вымостку из каменных
плиток, по которой ходили люди. Во избежание ошибок раскапывалась большая
площадь – примерно 10 на 6 метров. Наконец у северо-западного угла
Свято-Духовской церкви обнаружились фундаменты первой или одной из первых
«палаток», сооруженных над могилой преподобного Максима Грека; поиск
сосредоточился в основном внутри них. Работы усложнял грунт – сырая тяжелая
материковая глина.
Около полуночи 30 июня археологи почувствовали благоухание
(которое ощущалось еще несколько дней после), и через некоторое время
показалась честная глава преподобного Максима. Работа продолжалась почти до
двух часов ночи. Во вторник 1 июля о результатах проведенных работ и об
обнаружении честных останков преподобного Максима Грека был сделан подробный
доклад Святейшему Патриарху.
Его Святейшество дал благословение на антропологическое
освидетельствование, которое ведущие специалисты Российской Академии наук
произвели 2 июля. При сопоставлении честной главы с древними изображениями
преподобного Максима выявились черты сходства. На основании заключения
антропологов, 3 июля 1996 года Святейший Патриарх благословил поднять честные
останки.
Мощи преподобного Максима были переложены во временную раку,
приспособленную для переноса, и покрыты монашеской мантией.
Святейший Патриарх в сопровождении епископа Орехово-Зуевского
Алексия, наместника Лавры архимандрита Феогноста (ныне архиепископа
Сергиево-Посадского) и других священнослужителей, в том числе настоятеля
подворья Афонского Русского Свято-Пантелеимонова монастыря иеромонаха
Феоктиста, возглавил молебен преподобному Максиму Греку. При пении величания
участники раскопок подняли и поднесли к краю раскопа раку с честными останками
святого, затем ее приняла братия Лавры и насельники московского подворья
Свято-Пантелеимонова Афонского монастыря. Раку внесли в Свято-Духовскую церковь
и установили на специально приготовленном месте посредине храма. (Подробно о
событиях тех дней рассказано в статье С. Беляева «Обретение святых мощей преподобного
Максима Грека»// Журнал Московской Патриархии, 1996, № 9.)
До недавнего времени мощи преподобного Максима покоились в
Успенском соборе Лавры. 9 апреля 2013 года по благословению Святейшего
Патриарха Кирилла они были торжественно перенесены обратно в Духовской храм.
Рака установлена на месте обретения мощей Преподобного (у северной стены).
Сегодня поклониться святым мощам преподобного Максима Грека и
попросить его помощи и заступления можно в Трапезном храме Троице-Сергиевой
Лавры, куда мощи святого были перенесены перед началом масштабных
реставрационных работ, проводимых в Духовской церкви.
Тропарь Максиму Греку, глас 8:
Зарею Духа облистаемь, / витийствующих богомудренно
сподобился еси разумения, / неведением омраченная сердца человеков светом благочестия
просвещая, / пресветел явился еси Православия светильник, Максиме преподобне,
/ отонудуже ревности ради Всевидящаго / отечества чужд и странен, Российския
страны был еси пресельник, / страдания темниц и заточения от самодержавнаго
претерпев, / десницею Вышняго венчаешися и чудодействуеши преславная. / И о
нас ходатай буди непреложен, / чтущих любовию святую память твою.
Кондак преподобному Максиму Греку, глас 8
Богодухновенным Писанием и богословия проповеданием/
неверствующих суемудрие обличил еси, всебогате,/ паче же, в Православии
исправляя, на стезю истиннаго познания наставил еси,/ якоже свирель
богогласная, услаждая слышащих разумы,/ непрестанно веселиши, Максиме
досточудне,/ сего ради молим Тя:/ моли Христа Бога грехов оставление низпослати//
верою поющим всесвятое твое успение, Максиме, отче наш.
Источник: STSL.Ru
3. Святой Терентий (апостол от 70-ти Тертий) был учеником
святого апостола Павла.
О нем Апостол языков упоминает в Послании к Римлянам:
Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание (Рим.16:22).
Святой Тертий был вторым епископом (после святого апостола
Сосипатра) в Иконии, где обратил ко Христу многих язычников. Священномученик
Терентий, епископ Иконийский, принял мученическую смерть за Христа в I веке,
его пронзили заостренным деревом.
Церковные праздники 3 июля, вчера
Церковные
праздники 5 июля завтра
Церковные праздники 3 июля, вчера