.

Иисусова молитва - с чего начать?

                                             ПРЕДИСЛОВИЕ

Иисусова молитва - с чего начать
Блаженный Диадох утверждает, что если бы человек как можно чаще призывал имя Божие, то не впадал бы в грех. Св. Григорий Синаит поучает: Знай, что никто не может удержать ума своего сам, а потому при нечистоте мысли чаще и многократнее призывай имя Иисуса Христа, и помыслы сами собой утихнут. 

Св. Иоанн Златоуст говорил о молитве: Никто не должен представлять ответа, что невозможно всегда молиться занятому жизненными попечениями, или не могущему быть в храме или по болезни, или по дальности храма. Но везде, где бы ты ни находился, можешь поставить жертвенник Богу в уме твоем посредством молитвы. И так молиться можно и на торжищах, и в путешествиях, и сидящему за ремеслом; везде и во всяком месте молиться можно.





В своих предисловиях прп. Василий Поляномерульский (духовный наставник Паисия Величковского) указывает на ²неправильность мнения тех, которые думают будто бы умное делание прилично только одним совершенным, достигшим бесстрастия и святости. Думающие так ограничивают свое моление одним только внешним исполнением псалмопения, тропарей и канонов, не понимая того, что такое внешнее моление назначено нам святыми отцами только как временное в виду немощи и младенчества нашего ума, с тем чтобы мы, постепенно совершенствуясь, восходили на ступень умного делания и ни в коем случае не оставались при одном только внешнем молении.

Из современных белых священников это статья протоиерея Георгия Бреева Иисусова молитва для мирян, с чего начать, как совершать, священника Георгия Чистякова Иисусова молитва. Но это капля в море, в остальном же тишина. Сколько я не общался со священниками в разных регионах - никто из них сегодня не молится Иисусовой молитвой. В чем причина, почему такое происходит . мне непонятно. На свой страх и риск некоторые   миряне приступают к Иисусовой молитве. К сожалению такие начинания опасны, потому что в основе своей ведут к прелести, причиной которой является преждевременное стремление к высоким духовным состояниям.


ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА


Постоянное повторение Иисусовой молитвы принято было в глубокой древности как благодатное подспорье в деле достижения тишины ума и перемещению сознания из головы в сердце. Многократно повторяли слова молитвы, добиваясь ухода всех остальных мыслей и образов. Эта молитва помогала избавиться от постоянных внутренних разговоров и от доминирующей роли рассудочного ума.
Иисусова молитва дана не только для монахов, но и для мирян. Вся духовная литература о Иисусовой молитве написана монахами и для монахов. Поэтому в ходе практического прохождения данной молитвы   появился некоторый опыт, которым и хотелось поделиться со всеми, кто хотел бы научиться молиться, но не знает с чего начать, а также для тех, кто имеет начальную практику, а с нею массу возникающих при этом вопросов, на которые не знаешь, у кого попросить элементарного опытного совета.
По моему первое с чего надо начинать, это с внимательного чтения духовных книг о Иисусовой молитве. Нам лучше всего читать ту духовную литературу, которая написана святыми отцами, жившими уже в наше время. 
Это в первую очередь свт. Игнатий Брянчанинов   с его трудами Аскетические опыты том 1 и 2. Рекомендую так же серию книг Новикова Н.М. Молитва Иисусова. Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности и до наших дней, Меч воина⌡, О молитве Иисусовой. Аскетический трактат составлен на основе келейных записей священника Антония Голынского. У автора данных книг есть свой Сайт Путь умного делания: молитва и аскеза.. nnproekt.ru.   А вот когда вы будете молиться Иисусовой молитвой   хотя бы пару лет, можно открывать и Добротолюбие.

После теоретического ознакомления с Иисусовой молитвой через чтение можно приступать к практическому освоению. В первую очередь необходимо приобрести себе монастырские четки на сто бусин. При выборе четок обратите внимание на то, чтобы бусинки легко перебирались (передвигались) между вашими пальцами. Вам придется пользоваться этими четками несколько месяцев, поэтому сразу же выбирайте себе удобные четки, чтобы они как бы легли на руку. 

Рекомендую походить с недельку. другую и помолиться Иисусовой молитвой Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешного. Именно к такому количеству из восьми слов надо себя приучать. Вначале будет тяжело, в дальнейшем навыкнете и проблем никаких не возникнет при устном и мысленном произнесении данной молитвы. Следующим этапом должна быть встреча с вашим духовником, где все ему надо обстоятельно рассказать о вашем стремлении. Молится ли ваш духовник данной молитвой   или нет, особого значения не имеет. 

Мы все живем в миру по своеволию, поэтому очень важно чтобы практика данной молитвы проходила по послушанию. Если кто считает это не столь важным, лучше не браться за Иисусову молитву, потому что ²гордым Бог противится. Монаху и мирянину необходимо творить Иисусову молитву. Но без послушания духовному отцу молитва не достигнет той сердечной глубины, которая открывается послушнику как дар Божий за послушание.


ПРАКТИКА ПРОХОЖДЕНИЯ УСТНОЙ ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ


Ваш духовник должен вас благословлять каждую неделю на определенное количество молитв, а вы по истечении этой недели должны встречаться с батюшкой и все ему подробно рассказывать о всем происходящем с вами в течение прошедшей недели и если духовник сочтет нужным, то даст благословление на следующую неделю. 

Надо помнить о том, что если взялся за гуж, не говори что не дюж, иными словами . сходить с дистанции нежелательно, лучше совсем не браться. Надо помнить о том, что благословление необходимо выполнять ежедневно, а не как придется, потому что Бог вас благословил на данное делание через священника. Начинать необходимо с малого количества с 50 или 100 и не более. 
Спешить никуда не надо, здесь важна постепенность. Первоначально молитв мало и желание исполнить дневное благословление и еще малость сверху присутствует в каждом из нас. Но этого делать ни в коем случае нельзя . важно исполнять послушание. Как заложишь в начале, так и пойдет дальше правильным строем, а будешь
изначально ломать этот строй, не устоит в дальнейшем ничего . все рухнет.

Начиная молиться Иисусовой молитвой вы начинаете новую жизнь, сразу же приучайте ваше мысленное внимание держать в верхней левой части груди над соском, это теперь постоянное место вашего ума(стоять при дверях - место входа внутрь сердца). Надо помнить о том, что где наше внимание, там и наш ум. Когда вы произносите слова молитвы, то необходимо ваше внимание мысленно держать над соском левой груди, не позволяя этому вниманию соскальзывать ниже. 
Для практического усвоения накладывайте правую ладонь на грудь под левый сосок, а внимание держите на палец или два над соском. Первое время внимание будет скользить вниз, но вы каждый раз возвращайте его на место.
Что необходимо усвоить на первоначальном этапе? Внимательному произношению слов молитвы. Суть здесь такова. Когда вы произносите слова молитвы, важно чтобы между этими словами не вмешивались посторонние мысли какие обычно кружатся в нашей голове (вдруг вспомнил о срочном что не сделал, или иная какая мысль пришла . все это от лукавого). 
Надо ни на какие мысли во время молитвы не обращать внимания, потому что все они от сатаны, а держать ум в словах молитвы.   Он считает вас своей добычей, вы его пленник и вдруг этот пленник начинает призывать имя Христа, которое жжет сатану, отгоняет от вас. До этого вы читали правила, акафисты, готовились к исповеди и причастию, ходили на службы в храм и все это время совершенно не обращали внимание на ваши мысли. 

Во время службы вы мысленно переделаете массу дел, пообщаетесь   мысленно с кем нибудь, спланируете какие либо дела и.т.д. И даже не догадываетесь что всего лишь марионетка в руках лукавого, который воздействует (имеет доступ к нам только мысленный) через наши мысли. Вы по телу верующий, а по мыслям (внутренний человек) вы пленник. А тут вы вдруг этим самым мыслям не даете никакого хода, да еще и призываете непрестанно Христа. 

Именно с этого момента с вами в бой вступает сатана и эта борьба будет постоянной до гробовой доски. Берясь за практическое прохождение Иисусовой молитвы так важно усвоить святоотеческое наследие. Без этого знания к этой молитве   нельзя даже прикасаться. Теперь наверное более понятным становится что такое благословление вашего духовного отца и насколько важно его точное исполнение. Надо понимать что отступление от благословления приводит в объятия сатаны, а он не пощадит.

По мере увеличения количества молитв будет увеличиваться и затрачиваемое время на их исполнение и это очень хорошо, потому что ваши мысли будут в словах молитвы, а наш ум, рождая эти самые мысли, постепенно привыкает внимательно молиться. Именно в этом и заключается постепенное еженедельное увеличение количества молитв. У каждого своя мера, но в любом случае надо доводить это количество устных молитв   не менее 2. 5 тысяч. 
Когда вы подойдете к верхнему потолку и почувствуете что это уже предел ваш, необходимо увеличить еще некоторое количество молитв и если с этим увеличением начнете не справляться, то опустите до того количества, которое и будет вашим потолком.


УМОМ ПРОИЗНОСИМАЯ МОЛИТВА


С этого момента надо переходить с устной молитвы на умом произносимую. Для этого необходимо чтобы ваши уста были закрыты, а язык во время мысленного произнесения слов молитвы, не шевелился. Теперь ваш духовник   должен вас благословлять на обратный отсчет . вместо устных, заменять умом произносимых. Если вы допустим дошли до двух тысяч устных, то теперь еженедельно заменяйте 50, или 100 устных на умных (1950 устных и 50 умных). В следующую неделю вас батюшка благословляет уже на 1900 устных и 100 умных.

Все имеет свою постепенность, так и в нашем случае. Пройдет несколько месяцев прежде чем вы поймете и почувствуете что четки начинают сбивать с ритма молящийся ум. С этого времени надо постепенно отказываться от четок и произносить слова молитвы, держа мысленное внимание в верхней точки сердца. Мы миряне не можем ходить с четками в общественных местах, поэтому нам надо приучать свой ум молиться в любом месте и в любое время где бы вы не находились и чем не занимались.

То время, которое было затрачено на четки, выработало в нас привычку постоянной молитвы. Молитва к вам привилась, она стала вашей жизненной необходимостью. Вы уже не можете не молиться, для вас становится непонятно как вы до этого жили без нее. И это есть Божия благодать. Надо усвоить для самого себя, что благодать Божия только в словах молитвы и ни в чем ином.   Поэтому все то время пока произносим слова молитвы, все это время нам внимает Сам Господь. Оставили молитву, отошла благодать и это уже опыт. А это достигается только непрестанным молитвенным деланием с момента пробуждения, когда первой твоей мыслью будут слова молитвы и прекращением молитвенного делания только в момент засыпания, когда сон овладел вами. А до того момента, как смежатся твои очи, надо продолжать молиться, приучать себя засыпать со словами молитвы. Просыпаясь, по сердечному ручейку, который журчит внутри вас, вы будете ловить себя на мысли, что ваше сердце не спало, а молилось. 
Когда вы поймаете себя на этой мысли, ручеек прекратит журчать, потому что вы пока трудник, у вас делательная молитва. Поэтому весь твой день должна быть молитва. Где бы вы не работали, чтобы вы ни делали, надо все время молиться. Поверьте опыту, молитва не мешает, а помогает и восполняет.


ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ОТ СТРЕМЛЕНИЯ К ВЫСОКИМ ДУХОВНЫМ СОСТОЯНИЯМ


Надо усвоить для самого себя раз и навсегда . умное делание это действенный путь покаяния и не более того. Любое стремление к высоким духовным состояниям это путь в прелесть и никак иначе. Если вам хочется своей погибели, то это личное дело, опыт сегодняшних дней уже изобилует теми, кто посчитал что он умнее всех. Есть такая болезнь как шизофрения, она считается наследственной. Так что такое духовная прелесть? Это переход из здорового состояния в состояние шизофринии. Наиболее частыми проявлениями болезни являются слуховые галлюцинации,   или фантастический бред. 
  Поэтому рекомендую - лучше эксперименты на себе не производить(вы не умнее других).


ПРИЗНАКИ ПРАВИЛЬНОЙ МОЛИТВЕННОЙ ПРАКТИКИ


По мере вашей умом произносимой молитвы с внутренним вниманием в верхней части сердца у левого соска вашей груди, постепенно начнет появляться боль, эта боль будет в области сердца. Так как ум благодатью Божией еще не допущен во святая святых, а продолжает стучаться молитвой в верхнюю часть сердца, то от постоянного утруждения и появляется эта телесная боль, но это не благодать, поэтому к этому надо относиться постольку поскольку. Если эта боль будет нестерпимой, надо ослабить на некоторое время молитву, а на больное место приложите влажное полотенце. Через некоторое время боль пройдет, а ваше сердце от слов молитвы начнет постепенно возгреваться (становиться теплым по отношению того, каким оно было до этого). По мере согревания сердца вы впервые столкнетесь с тем плачем, который отличен от того, с которым вам приходилось сталкиваться по жизни или от обиды, или от досады, или от иной какой нанесенной вами неприятности. Этот плач находящий и он не ваш, это благодать Божия.

После первого такого плача слезы из глаз падают как огромные бусинки ваших четок и разбиваются на мелкие осколки разлетаясь в разные стороны. После такого плача голова дико раскалывается от боли и вас охватывает одно желание в этот момент  спать. 

По мере вашей молитвы этот плач будет время от времени на вас находить, слезы постепенно из крупных станут обычными двумя тонкими ручейками, отступят и головные боли.   Ваш плач будет вас сопровождать во все время вашей правильной молитвенной практики.   Этот плач в минуты вашей скорби будет вас утешать, укреплять в вере и.тд. 

Именно об этом плаче пишут святые отцы:

                      Авва Пимен сказал:   "Плач - сугуб: делает и хранит".
Желающий освободиться от грехов избавляется от них плачем; и желающий не впадать вновь в грехи - плачем избегает впадения в них. Это - путь покаяния, преданный нам Писанием и отцами, которые сказали: "Плачьте! другого пути, кроме плача, нет". Невозможно не плакать или здесь произвольно, или невольно в адских муках.

                                    Святитель Игнатий (Брянчанинов):

Ум молится словами, сердце молится плачем. Не восплачет сердце, если не умилится от слов молитвы, не стяжет ум внимательной молитвы, если сердце не будет содействовать и помогать ему плачем.

                            Преподобный Симеон Новый Богослов:

Плач, источающий непрестанные слезы... Чудо неизъяснимое! Текут зримые слезы из очей и омывают незримую душу от греховных скверн; падают на землю, но низлагают демонов и освобождают душу от невидимых уз греха. О, слезы!

                            Преподобный авва Дорофей:

Если человек, находясь среди других, отсекает свою волю и не обращает внимания на чужие грехи, то приобретает плач, ибо этим собираются его помыслы и рождают в сердце печаль по Боге (2 Кор. 7, 10).

                          Преподобный Нил Синайский:

Когда во время молитвы ты изливаешь потоки слез, не превозносись этим, как будто ты выше многих. Это молитва твоя приняла помощь свыше, чтобы ты, усердно исповедовав свои грехи, слезами умилостивил Владыку.

                                            ПЛОДЫ МОЛИТВЫ   

О плодах Иисусовой молитвы хорошо написал свт. Феофан Затворник: О НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЕ⌡   Поучения святителя Феофана Затворник Составитель игумен Феофан (Крюков).

                    МОЛИТВА В ХРАМЕ ВО ВРЕМЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ 
  
Надо приучать себя готовиться к исповеди и причастию с утра, вставая до рассвета. На подготовку уходит примерно полтора часа, да еще ходу до храма примерно минут сорок. Если у кого есть возможность, в храм надо ходить пешком, потому что во время движения вы молитесь. 
Если вы в это утро не причащаетесь и не исповедуетесь, то надо в любом случае вставать за час до выхода из дома, чтобы это время уделить молитве в тишине , пока все родственники спят и ничто вам не будет мешать и отвлекать. А придя в храм, умную молитву не оставляйте,   продолжайте   молиться. Во время Богослужения надо приучать себя к умному деланию и саму службу не опускать. Достигается это переходом на Мытареву молитву. Удивительно, но факт, данная молитва не мешает, а восполняет. 

          
ПОСЛЕСЛОВИЕ

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что молитва Иисусова . это добродетель, которая учит человека высшему виду смирения, ненадеянию на себя. Поэтому, с одной стороны, Иисусова молитва . это выражение ненадеяния на себя, с другой . именно она учит человека надеяться только на Единого Бога.


Виктор Шипилов

Смотрите ещё: